“У нас было полно музыкальных инструментов. Я наконец научилась на гуслях. Попробовала балалайку и укулеле” (Наталия С.).
“А ещё мы пели исоном под сводами самой высокой церкви на Русском Севере в деревне Пияла и разливались в многоголосье почти что на небе – в самом барабане высокой каменной церкви Кий-острова” (Николай Н.)
«Совершенно не думала, что рисование на улице будет настоящим подвигом. Закупориваешься полностью: многослойная одежда, двойной капюшон, куртка, затянутая до носа, темные очки, чтобы не залетала мошкара в глаза. Да и вообще каждый выход на улицу – это опрыскивание с ног до головы GARDEX-ом. Сидишь в облаке комаров и очень быстро рисуешь. Тут не до подбора подходящего цвета. В таком виде меня не узнала местная девочка Дарина. Увидев меня, она развернулась и пошла скорее домой. «Там какой-то тип сидит. Мужчина или женщина – непонятно. В капюшоне и очках. Нет, не дома, а на улице». Следом вышла наша Наташа, и, увидев меня, смеясь, сказала: «Так это же наша Катя!» (Екатерина Ш.)
«Если первую неделю мы молились мирянским чином - читали утренние и вечерние молитвы, Евангелие и Апостол, пели утрени, вечерни, акафисты, то вторая часть экспедиции была будто сплошная Евхаристия! За 8 дней мы послужили 6 Божественных Литургий! Разве это не чудо? На каждой почти все без исключения прихожане и мы причащались Христа, и Он вселялся в наши сердца, освещая их и наполняя светом, объединяя Божественной любовью. И молитвы ко Причастию читали все вместе - то возвращаясь пешком со службы в соседней деревне, по качаясь по волнам Белого моря в уютной лодке. И в эти моменты сопричастности Христу и друг другу ты опытно осознавал, какими должны быть отношения между людьми - в мире и радости духа. И хотя силы тела, казалось, покидали нас, но душа, наоборот, наполнялась ими» (Николай Н.)
“Я направляюсь из храма к нашему домику и кажется, что нет лучше места на земле, чем эта маленькая деревенька с её уютной церковью, приветливыми местными жителями и нашей дружной командой” (Анна Р.).
«На севере фрукты – это редкость. Яблоки бывают, иногда попадется зеленый банан. А тут, откуда ни возьмись, на праздник Иоанна Крестителя, в малюсенькой деревне Сырья на столе появился ананас! А ещё там же нас угостили Поморской ухой. Никогда такое не ела – три разные рыбы и чистый бульон без овощей» (Екатерина Ш.), — наверное, это всё благодаря преподобному Кириллу Сырьенскому, молитвами которого здесь возрождается маленькая обитель.
“Жизнь в деревенском доме, вода из колодца, баня, утренние и вечерние молитвы с местными жителями в храме, мастер-классы с детишками в клубе, концерты с народными танцами и играми, уютные вечера, песни под гитару, чай из самовара и многое-многое другое…” (Анна Р.)
“Почти во всех деревнях мы за всю нашу поездку хотя бы раз послужили; и когда мы туда приезжали в первый раз – зачастую это было связано с подготовкой к службе. После Литургии храмовое пространство как-то незримо меняется – возникает такое ощущение, что Господь Сам вдыхает жизнь и благословляет это место. Особенно это было заметно на Кий-острове и в Пияле” (Дмитрий Б.).
“Кий-остров (пер. Чей?) на Белом море. Здесь раньше был монастырь, а сейчас дома отдыха и обшарпанные монастырские постройки, под стенами которых проходят оздоровительные зарядки для туристов. Службы очень редкие – раз в год. За это время накопилось столько записок, что мы все: и мальчики в алтаре, и поющие, в промежутках пения их читали. Но так и не дочитали. Попалась записка о здравии, где корявыми буквами было выведено «Мама», а рядом стояло сердечко” (Екатерина Ш.)
“Храм и место монастыря сначала меня очень огорчили, по причине их “ничейности” и запустения. Но после службы что-то как будто изменилось в воздухе - стало легче дышать, и мысли заброшенности и никому ненужности куда-то ушли” (Дмитрий Б.)
“Белая ночь – это когда ты идёшь по деревне в час ночи, а вокруг всё видно как на ладони. Видна нитка деревьев на самом горизонте, видно каждую травинку под ногами. Видно мимолетную улыбку и лучики в уголках глаз. Мир как на ладони, и твое сердце как на ладони” (Анна С.)
“Действительно, они такие. После ужина и разговоров, думаю, пора позвонить домашним. Светло так, как в восемь вечера. А на часах около одиннадцати. Спать не хочется. Один раз среди ночи открываю глаза, смотрю – у девочек в комнате горит свет. И в соседней комнате. Что такое, что случилось? Вскочила с тревогой и увидела в окне соседский дом, освещенный таким же теплым желтым светом, что и в комнатах. Это рассвет. 3 часа утра” (Екатерина Ш.)
“Белые ночи – это, конечно, очень красиво. Я несколько раз снимал, как ещё не зашедшее солнце уже снова выходило на свое "поприще" (иногда ложился уже после часа - двух ночи) – очень красиво. Сейчас таких ночей не хватает; как-то уже привыкнуть успел” (Дмитрий Б.)
«Здесь люди подолгу смотрят в глаза без боязни или стеснения - этим взглядом они открывают свою душу навстречу тебе и как бы спрашивают, пришел ли ты в их край с миром и добром? А еще в этих глубоких глазах есть грусть и усталость, которая рождается от ежедневных трудностей жизни в далекой деревне. И несмотря на это они как-то по-особенному светятся от радости и доброты, светятся с непоколебимой надеждой и уверенностью в то, что мир будет только лучше.
Поэтому здесь на Русском Севере, в глубине лесов, на берегах широких рек душа находит покой и радость, которых так не хватает в городе. Тишина и красота природы успокаивают душу и ты начинаешь заново замечать красоту мира в каждом лучике солнца, пробившемся сквозь облако, и каждой травинке, так спокойно качающейся при веянии ветерка, и каждой детали дома, сложенного заботливой рукой русского крестьянина. А чья-то улыбка, коснувшись твоих глаз, не только отгонит скопившуюся грусть, но и подарит столько радости, что ты воскресаешь как бы от сна для того, чтобы вновь жить с теплом на душе и делать много-много добра» (Николай Н.).
“Альбина Спартаковна из д. Пияла встретила каждого из нас таким теплым обниманием, как будто мы ей самые-самые родные люди! Ещё она угощала нас вкуснейшими пирогами с разными начинками. И с собой в дорогу уложила. И в другой день в храм для нас привезла в коробочке. Прощаясь с нами, она спрашивала, с какой ещё начинкой сделать. Хотите, с вареной сгущенкой?” (Екатерина Ш.)
Был у нас еще один водитель, Сергей. “Человек добрый, не особо воцерковленный. Но с интересом расспрашивал наших семинаристов в загадочных черных подрясниках про посты, правила поведения. Занес нам как-то ягодный пирог. «Это вам от святой Елены». И так серьезно это сказал, что я не стала уточнять, от кого. Как-то раз по дороге из Онеги мы устроили спевку в его машине. Пели обиходную Херувимскую и Достойно есть на подобен «Волною морскою». Было тяжело это делать по трясущейся дороге, но он нас подбадривал, просил петь погромче” (Екатерина Ш.).