Литургия
Мы не можем скрывать, что являемся православными по духу. Большая часть тренировочных встреч и организационных собраний проводится при московском Сретенском монастыре в аудиториях Просветительского центра. Так уж сложилось, что и ядро проекта состоит из верующих людей: учащихся Сретенской духовной академии, священников, благочестивой молодежи.
Дополнительно к культурным творческим программам у нас проводятся спевки с богослужебным репертуаром. Молодежь не только знакомится с внешним убранством храма, но и с его внутренней жизнью: мальчишки изучают устроение алтаря, хор поет за Литургией, которая каждый раз становится праздником благодаря тому, что поется от души, а не в силу профессиональных задач по закрытию служб суточного круга.
Литургия является тем счастливым дополнением, куда никто никого не загоняет. В наших экспедициях принимают участие не только христиане, но и представители других религий и даже не верующие по своим философским убеждениям люди. Мы любим наряжаться на концертах, но без фанатизма относимся к тому, в каком внешнем виде предстала, например, девушка, заглянувшая на общую молитву. Никто не выгонит из храма парня, если у него в ухе кольцо и на плече «по-своему обаятельная» татуировка.
Среди наших участников традиционно много учащихся духовных школ, не только семинаристов, но и регентов обоего пола, иконописцев, реставраторов, но это не значит, что сами экспедиции превращаются в сплошную проповедь религии. Наши ребята действительно кое-что могут сказать из области теологии. Светским коллегами любопытно послушать, что скажет тот будущий батюшка, с которым они вместе вчера чистили картошку на кухне. При этом семинаристы готовы и сами слушать критику и обратную связь, учиться у бывших комсомольских бабушек, воспринимать впечатления солдат-ветеранов, бывалых офицеров, деревенских учителей или даже послушать истории жизни заключенных. И этим людям тоже есть что сказать, поэтому и к ним мы идем с покаянной молитвой и песней, вселяющей надежду.
Наслаждаясь стройным богослужебным пением, что на встречах в Москве при Сретенском монастыре, что в деревнях, где стоят храмы без окон и дверей, мы стараемся думать шире, чем только «вычитать» все положенные книги с надеждой на мнимое или действительное чудо. Для нас совместная молитва – это акт веры в Бога, которая дышит любовью ко всем людям на земле вне зависимости от их прошлой или настоящей жизни. Поэтому так важно для нас каждый раз повторять, что мы строим территориальную общину. Это не просто приход, а именно сплочение людей вокруг самой добродетели, бескорыстной дружбы.
Бывали случаи, когда некрещенные мужики на наших глазах вытаскивали часовню из болота не потому, что гром грянул и пришла пора креститься, а потому, что стыдно стало, что стоявшее в центре села и ставшее народным достоянием наследие их прадедов и прабабушек – часовня с удивительной резьбой по дереву – погружается в болото. В иных случаях бывает, что храм – то единственное, что вообще осталось от вымершей деревни, и весьма светские люди, уехавшие в большие города, просят нас починить в этой церкви двери и иконостас, чтобы самое святое, что есть в этом месте, хоть на немного продолжило память о заросшем высокой травой материнском доме. В направлении историко-архивных изысканий и реставрационных работ с нами активно сотрудничают те, кто вообще не посещает богослужения.
К чему же здесь Литургия? Она каким-то невидимым образом пробуждает совесть. На какой-то момент, находясь в экспедиции, человек оказывается не в постороннем храме, а в той церкви, в которой своими руками моет пол и окна, зачищает наждачкой вырезанные на входной двери неподобающие надписи, оставленные здесь десятки лет назад отслужившими в советской армии дембелями. Он прикасается к истории разных поколений, каждое из которых оставило свой след: сто лет назад, в Великую отечественную войну и совсем недавно. А затем спрашивает: а я что оставлю после себя родной земле? В пустой заброшенной церкви нет свечниц, торговых ларьков, шума паломников, там, может быть, кроме голубей, вообще, больше никого нет. Одна тишина как в фильме «Сталкер» И. Талькова. Но эта тишина говорящая, глубокая, побуждающая на мгновение заглянуть вглубь себя вдали от городской суеты.
К чему же здесь Литургия? Она каким-то невидимым образом пробуждает совесть. На какой-то момент, находясь в экспедиции, человек оказывается не в постороннем храме, а в той церкви, в которой он моет пол и окна, зачищает наждачкой вырезанные на входной двери неподобающие надписи, оставленные здесь десятки лет назад отслужившими в советской армии дембелями. Он прикасается своими руками к истории разных поколений, каждое из которых оставило свой след: сто лет назад, в Великую Отечественную войну и совсем недавно. А затем спрашивает: «А я что оставлю после себя родной земле?» В пустой, заброшенной церкви нет свечниц, торговых ларьков, шума паломников, там, может быть, кроме голубей, вообще больше никого нет. Одна тишина, как в фильме «Сталкер» Андрея Тарковского. Но эта тишина говорящая, глубокая, побуждающая на мгновение заглянуть вглубь себя, находясь вдали от городского шума.
Хотя после подобных медитаций с погружением в себя изредка появляются желающие пойти в «Школу абитуриента» для поступающих в духовное учебное заведение, но это встречается редко. Чаще всего молодежь, продвинутая в области высоких технологий, желает сделать карьеру в науке, бизнесе или даже в государственном управлении. По большей части наши волонтеры не исихасты, а любящие яркие события современные тинейджеры и студенты различных профессий.
Большими событиями являются престольные праздники, связанные с днем деревни или памятью местно чтимых святых. Мы стараемся по такому случаю собрать местное духовенство, пригласить архиерея, приготовить угощения, провести после богослужения концерт. Чтобы собрать людей на престольный праздник, направляем автобусы и катера по деревням, чтобы хоть раз в году рассеянные по лесам и хуторам люди увидели друг друга, забыли былые разногласия, послушали что-то приятное и за все лучшее поблагодарили Бога. Бывают случаи, что такие деревенские слеты влияют на жизнь людей: подталкивают к организации ярмарок, работники культуры проводят в своих музеях генеральную уборку, повышается спрос на экскурсии, рассказы про историю быта и выдающихся местных граждан; а, главное, собирается вместе территориальная община. Вдруг на какой-то момент приходит осознание, что совсем рядом есть такие замечательные места, а, главное, люди – богатство нашей родной земли, которым мы порой так мало дорожим!

Вот зачем Литургия – это продолжение или, точнее, начало общего дела по реставрации храма души, по формированию мотивации дарить добро людям бескорыстно.
Made on
Tilda